Як уже повідомляли «ФАКТИ», в Україну повернулися льотчики 25-ї бригади транспортної авіації Повітряних сил Збройних Сил України (вона дислокується в Мелітополі), які брали участь у спільній з датчанами операції «Північний сокіл-2017». Протягом місяця вони виконували складну і відповідальну задачу в Гренландії (автономна територія Данії) - доставляли паливо і вантажі з авіабази ВПС США "Туле" на датську станцію «Норд», інформують Патріоти України.
Умови за Полярним колом, де знаходиться станція «Норд», - вкрай суворі. Територія являє собою суцільний білий масив практично без орієнтирів, тому вести літак льотчикам доводилося за приладами, а садити потужну крилату машину на укороченій смузі: вона довжиною всього 1640 метрів, де замість твердого покриття - замерзлий гравій.
— Наш Ил-76МД отлично подходит для выполнения этой операции, — рассказывает командир бригады полковник Дмитрий Мымриков. — Ранее доставка осуществлялась самолетами НАТО, однако выяснилось, что за один рейс их «Геркулес» перевозит втрое меньше топлива, чем наш Ил. Попытались включить в эту операцию канадский самолет Си-17 «Глобмастер». Но он немного больше Ила и в процессе пробега стал цеплять крыльями снеговые борта взлетно-посадочной полосы, а это опасно для самих летчиков и машины. К тому же «Глобмастер», в отличие от Ила, не имеет собственного кранового оборудования, что значительно осложняет загрузку и выгрузку. В итоге датчане решили сотрудничать с украинской авиацией. Это уже наш девятый рейс на остров Гренландия.
*В нынешнем году украинский Ил-76 установил рекорд, перевезя 700 тысяч литров топлива, и члены бригады сфотографировались на память об этом событии
— И в этот раз вы, кажется, установили рекорд?
— Да. Наш Ил перевез рекордных 700 тысяч литров топлива. Кроме того, мы доставляли на «Норд» продукты питания и стройматериалы. Выполняя операцию, мы преодолели расстояние, равное почти шести оборотам вокруг земного шара вдоль экватора.
Командир летного отряда майор Олег Зайченко на глобусе демонстрирует, где на самом большом острове мира находится авиабаза «Туле». После того как растают льды и начнется навигация, американские танкеры доставляют сюда топливо. А затем в баках, размещенных в крыльях самолета, его переправляют на станцию «Норд».
*Командир бригады полковник Дмитрий Мымриков показывает фото взлетно-посадочной полосы станции «Норд». Фото личного состава авиабригады
31-летний майор Олег Зайченко в Гренландию летал трижды.
— Помню первое впечатление: экстремальный холод, все белое, отсутствие деревьев, травы, пустые улицы, — говорит он. — На базе, где живут и работают только сотрудники, несколько десятков домов, жилые и служебные помещения. Несмотря на сильные морозы, там работают не только мужчины, но и женщины. Есть люди постарше, старожилы, такие как начальник пожарной части и охрана базы, остальные — специалисты от 20 до 40 лет. Кроме датчан есть китайцы, канадцы, американцы, инуиты (гренландские эскимосы) и представители других национальностей.
— Как на авиабазе «Туле» обустроен быт?
— Мы жили в гостинице, в отдельных номерах, трижды в день ходили питаться в ресторан-кафетерий. На базе также есть спортивный и развлекательный центры. Из-за ограниченного суровыми условиями пространства любое мероприятие здесь становится событием, которое посещают все свободные от работы обитатели «Туле». Они с энтузиазмом ездят на любые экскурсии, даже чтобы посмотреть на красивый ледник или какого-то зайца арктического.
— Чем же удивительны арктические зайцы?
— Меня один такой даже укусил! Они живут по принципу «кто боится — тот и гибнет». Я как-то шел из столовой, нес яблоки. Зайцы почувствовали запах, и самый бойкий из них сначала стал тарабанить своими лапками мне по сапогу, а потом просто… цапнул за ногу. Эти зайцы небывало огромные, размером с дворовых собак. Конечно же, яблоком я поделился. Мы беляков там подкармливали, а того смельчака даже назвали Васей, и он приходил на зов. Также там множество песцов. Но их гоняют, потому что они вороватые и могут быть разносчиками болезней…
*Арктические зайцы не ждут милостей от людей — они их требуют
С гордостью скажу, что наша украинская команда заняла первое место по мини-футболу на Северном полюсе, обыграв канадцев, американцев и датчан! Нам вручили медали, мы с украинским флагом сфотографировались. Иностранцы очень уважают украинский бокс и наш футбол, знают такие команды, как «Динамо» и «Шахтер». Кстати, мы там смотрели по телевизору победные бои наших боксеров Усика, Ломаченко и Гвоздика.
А в комьюнити-центре показали людям, как нужно петь под гитару красивые песни. У нас все ребята талантливые — и гитаристы, и певцы. Коллектив слетанный, все психологически подобраны, без проблем можем в любой части света работать 24 часа в сутки. Это, можно сказать, одна большая семья. Выяснять «Ты меня уважаешь?» никому не приходится…
Кстати, все члены украинского «десанта» (в его составе было 22 человека) свободно говорят по-английски.
— В Киеве прошли теоретическую подготовку, а на базе «Норд» получили практику, — рассказывает Дмитрий Мымриков. — После месячного пребывания там у меня уже было такое ощущение, что говорим на родном языке, настолько понимали друг друга. Когда прилетели в Украину и в «Борисполе» в самолет зашли наши таможенники с пограничниками, мы и с ними машинально заговорили по-английски, чем очень удивили соотечественников.
— Знаю, что операцией «Северный сокол» вы зарабатываете средства для украинской авиации.
— Так и есть: час полета (до 15 миссий) стоит пять тысяч долларов, больше 15 миссий — пять тысяч 600 долларов. Поэтому за месяц мы заработали для Украины около 630 тысяч долларов. Деньги поступят в Министерство обороны Украины, на них будут закупать запчасти, восстанавливать самолеты, строить инфраструктурные сооружения, приобретать оргтехнику, цифровое оборудование. Часть средств поступит и нам, планируем на них построить столовую на аэродроме.
— А сами летчики много заработали?
— Пребывание на базе каждого участника миссии составляет 15 долларов 40 центов в сутки, при этом — бесплатное проживание и трехразовое питание. Так что командировочные скромные. По окончании работы все получили благодарности от командующего и грамоты. Сейчас готовится поощрение личного состава денежными премиями, потому что операция прошла успешно и стала отличной подготовкой летного состава…
— Скажите, чего не хватало вам на станции?
— Родной украинской еды, — отвечает старший воздушный радист подполковник Александр Гнед. — То, что предлагалось в ресторане, привычно для датчан, но не для нас — у них отсутствуют жидкие блюда. Были хот-доги, мясо, курица, колбаски жареные, нарезки мясные и овощные, мороженое, фрукты в избытке: киви, бананы, виноград, груши… Оплачиваешь карточкой обед, стоимость которого 4 доллара 95 центов (это за счет датской стороны), и набираешь все что хочешь — так называемый шведский стол. Не наелся — можешь добавки взять, кофе попить с каким-нибудь тортиком. А жидкое там, как правило, или какой-нибудь мексиканский суп, очень острый, или супы-пюре, к которым мы не привыкли. Мы привезли с собой мороженую свинину, сало, овощи и борщевую заправку известной украинской фирмы. Поэтому в свободное от работы время я варил борщи и уху из рыбных консервов — скумбрии, сардин, картошку жарили на сале с чесночком. Кстати, датская делегация с удовольствием ходила к нам на борщи, представители НАСА тоже составляли компанию.
— А во что одевались, чтобы не замерзнуть?
— Полярную одежду мы получаем на авиабазе Ольборг в Дании, ее каждому подгоняют по размеру, чтобы была легкой в одевании и просторной для движений. Сапоги резиновые, внутри которых войлочные валенки, с двойной прослойкой фольги. Также термобелье: подштанники на лямках, штаны ветронепродуваемые, куртка торговой марки Canada Goose («Канадский гусь») — дорогущая, но очень теплая. Дают лыжные маски с прорезью для глаз, которые полностью закрывают шею и грудь. Ну и варежки. Я скажу, что сапоги и варежки — это мечта рыбака, который любит подледный лов. Улетая, мы эту одежду сдаем, она проходит химчистку, ремонтируется и вновь возвращается в работу.
— Cамая низкая температура во время нашей командировки была минус 37 градусов, но в сочетании с сильным обжигающим ветром это равносильно 50-градусному морозу, — добавляет старший штурман бригады, полковник Игорь Шамардак. — Там стоянки для машин, на которых передвигается персонал, оборудованы электрическими разъемами-розетками. Их подключают к автомобилю и подогревают масло в картере, чтобы оно не замерзло. Если же к стоянке не подведено электричество, то двигатель вообще не глушат, потому что потом будет невозможно его завести. Кстати, у них на Северном полюсе был рекорд, когда машину 17 лет вообще не выключали! Масло доливали, фильтры меняли, а двигатель продолжал работать.
На станции существует градация плохой погоды по буквам алфавита: альфа — браво — чарли — дельта, о чем постоянно оповещают персонал. Если, допустим, нормальная погода — альфа, то можно перемещаться. Если браво, то ходить по улице можно только вдвоем или группой. Чарли — следует оставаться там, где вас застала непогода. А когда дельта, то вообще ничего не видно.
— Обычно после выполнения операции мы на прощание пролетаем над станцией «Норд», покачивая крыльями, — говорит Дмитрий Мымриков. — Ее сотрудники выходят на улицу, залезают на крыши, машут нам, факелами светят. И мы дальше идем на предельно малой высоте над красивыми фьордами. Датские коллеги сказали, что так положено, чтобы отдать дань Гренландии за то, что она нас приняла хорошо.
Стоит напомнить, что в 2011 году к мелитопольским авиаторам прилетал кронпринц Дании Фредерик. Дело в том, что Его Королевское Высочество отсутствовал в стране, когда украинцы возвращались из Гренландии, но, прилетев в Украину с рабочим визитом, решил лично поблагодарить участников масштабной операции, пожав руку каждому. «Мне кажется, что сегодня проект „Северный сокол“ вышел за рамки исключительно военной сферы, он стал одним из самых успешных примеров сотрудничества Украины и Королевства Дании», — заявил высокий гость.
Були в поета і заборонені стосунки. Українці святкують Шевченківські дні. Беззаперечно, Тарас Шевченко був багатостороннім генієм! Однак часто його особистість обожествляють, відбираючи все людське. Ми ж підготували для вас текст про Шевченка-людину. Л...
Єдине, що ще залишається виманити шахраям - дані вашої банківської картки. Останнім часом багатьом українцям на телефон приходять sms-повідомлення від імені банків, в яких говориться: «Ваша картка заблокована. Зателефонуйте за номером таким-то ». Зазви...