На відміну від флоту, де пріоритети в подальшому розвитку більш-менш вже намічені, з напрямками розвитку нашої бойової авіації поки туго, - пише військовий експерт Михайло Жірохов на ДС, інформують Патріоти України.
Итоги применения авиации на Донбассе летом 2014 г. оказались плачевными. Летчики имели явно недостаточную подготовку для выполнения боевых задач, не была отработана система взаимодействия с наземными войсками, и стало ясно, что устаревающая на глазах советская авиатехника уже не соответствует реалиям даже гибридной войны.
Сразу же возник вопрос о закупке новой авиатехники. Однако после детальных просчетов оказалось, что при нынешних расходах на оборону закупка даже минимальной партии в 12 таких машин как, например, шведский JAS-39 "Gripen NG", составляет неподъемную для скромного украинского бюджета сумму в $941 млн.
Поэтому на первый план вышел более реальный вариант с налаживанием собственного производства учебно-боевого самолета класса российского Як-130 - китайского L-15 (эти самолеты имеют общую основу и общий двигатель - наш АИ-222-25). Такая программа потребует вложения до 2025 года $572 млн при цене одного самолета в $47,71 млн.
А на переходной период - модернизация имеющегося авиапарка до полного исчерпания ресурса машин. Именно в этом разрезе в Украине разработаны проекты модернизации Су-27МУ2, Су-25МУ2, МиГ-29МУ2. Сейчас разрабатываются варианты модернизации что называется "своими силами" вертолетов Ми-14 и бомбардировщиков Су-24.
Кстати, информация о проекте создания украинского многоцелевого истребителя по программе ЛБЛ ("Легкий бойовий літак") муссируется еще с далекого 2005 г.
В рамках этого проекта отметились многие фирмы, например, ОКБ "Опытно-конструкторское бюро авиации общего назначения", в основном занимающееся разработкой и выпуском дельтапланов и мотодельтапланов, в 2013 г. закончило разработку легкого боевого самолета Д-14. А одесское конструкторское бюро "ЮМИК АЭРОСПЕЙС" представило проект легкого учебно-боевого штурмовика SM 33.
Несмотря на что дальше эскизов аванпроектов дело не дошло, в 2014 г. уже бывший генеральный конструктор авиационного научно-технического комплекса "Антонов" Дмитрий Кива заявлял, что Украина может самостоятельно конструировать ударные вертолеты и истребители.
И вот недавно снова всплыл очередной аванпроект (причем сразу в двух вариантах - со стреловидным крылом, аналогичным F-16, и крылом обратной стреловидности) на этот раз Харьковского авиационного института. По мнению разработчиков, самолет при взлетной массе в 9730 кг сможет развивать скорость в 1040 км/ч и нести 3000 кг полезной нагрузки на 1180 км. При этом в базировании он будет весьма неприхотлив: длина разбега всего 570 м, а пробега 600 м.
Подводя итоге многолетней эпопеи, можно смело говорить, что в общих чертах будущий украинский многоцелевой самолет будет подобен российскому Як-130 и сочетать в себе силовую установку в виде двух двигателей, разработанных на базе АИ-322Ф (производства запорожского "Мотор-Сич") и авионику западного и отечественного производства.
Вопрос стоит только в пропорциях и желания западных стран сотрудничать с нами (ведь вполне очевидно, что информация о новейших технологиях вполне может попасть в Россию). А у нас нет возможности самостоятельно разработать такой сложный элемент, как бортовая радиолокационная станция.
В любом случае тот украинский самолет, который может появиться в конечном итоге, наверняка будет представлять собой некую универсальную машину, которую можно было бы модифицировать под разные задачи.
Такая концепция реализована в мире и сейчас только набирает популярность. Хороший пример - корейский Т-50 или уже упоминавшийся Як-130. Так, на базе последнего конструкторами разработана целая гамма модификаций, в том числе:
- полноценный одноместный штурмовик Як-133 с бронированием, бортовой РЛС;
- одноместный сверхзвуковой истребитель 4-го поколения Як-135;
- ударный БПЛА к-133БР "Прорыв";
- самолет радиоэлектронной борьбы.
Другое дело, что после 2014 г. и фактического разрыва связей военно-промышленных комплексов Украины и России они не имеют шансов быть реализованы, но этот совсем другой вопрос.
Однако серьезно говорить о производстве нового самолета для нужд Воздушных сил Украины пока не приходится - прежде всего нет финансирования, достаточного для начала каких-то работ в этом направлении. Единственным более или менее реальным вариантом является привлечение иностранного инвестора, тем более что такой опыт у украинских авиа- и ракетостроителей имеется. Тем более что буквально пару лет назад были сведения, что была достигнута предварительная договоренность о закупке партии китайских L-15. Причем главным условием сделки, по сообщениям СМИ, являлась локализация сборки боевых машин на Одесском авиационном заводе ("Одесавиаремсервис"), мощности которого хотели нарастить с помощью китайской стороны. Но, как всегда, дальше разговоров дело не пошло.
Время покажет, какая машина получится у наших авиастроителей - если вообще дойдет дело до серийного производства. Ведь нельзя исключать и вариант того, что Украина войдет в узкий круг союзников США в Восточной Европе и получит "бэушные" F-16, как это было с Польшей и Румынией. Тогда возникнет целый ряд других проблем. Но, положа руку на сердце, на сегодняшний день этот вариант стоит рассматривать как самый маловероятный.
Були в поета і заборонені стосунки. Українці святкують Шевченківські дні. Беззаперечно, Тарас Шевченко був багатостороннім генієм! Однак часто його особистість обожествляють, відбираючи все людське. Ми ж підготували для вас текст про Шевченка-людину. Л...
Єдине, що ще залишається виманити шахраям - дані вашої банківської картки. Останнім часом багатьом українцям на телефон приходять sms-повідомлення від імені банків, в яких говориться: «Ваша картка заблокована. Зателефонуйте за номером таким-то ». Зазви...